ФЭНДОМ

Operculum

Дыхала страконя

Почувствуй ритм сердца. Дыхание. Силу ее ног...

Нейтири

Дыхала (англ. Operculum) — органы дыхания у животных Пандоры, наиболее напоминающие жабры земных рыб.

ОписаниеПравить

Банши Джейка гнездовье Икнимайя

Горный банши: парные дыхала расположены на грудной клетке

Дыхала размещаются на передней части груди или шеи, представляя собой парные отверстия (банши, большой леоноптерикс) или ряды отверстий (страконь). Размещение органов дыхания в непосредственной близости от лёгких позволяет животным более эффективно их вентилировать: во время бега или полета, благодаря наличию дополнительных отверстий на задней части грудной клетки, воздух идет через легкие непрерывным потоком, обеспечивая наиболее активный газообмен.

Банши. Вид снизу

Горный банши, вид снизу: задние отверстия расположены на задней стороне груди, над подпругой

Тем не менее, несмотря на наличие проточной системы, в спокойном состоянии большинство животных дышат на вдох-выдох, вероятно, закрывая задние отверстия клапанами и обеспечивая поступление воздуха за счет расширения грудной клетки.

Танатор. Рисунок Джеймса Кэмерона

Рисунок Джеймса Кэмерона: дыхало (operculum) танатора находится в нижней правой части рисунка.

Поскольку голова животного непосредственно не участвует в дыхании, у животных Пандоры существует особая мускульная трубка, проводящая воздух к голосовым связкам и позволяющая им издавать довольно громкие звуки. Единственные известные виды, не нуждающиеся в этом дополнительном органе — На’ви, пролемуры и другие обезьяноподобные существа, чья дыхательная система схожа с таковой у землян.

ГипотезыПравить

Несмотря на кажущиеся преимущества, система дыхал имеет ряд серьёзных недостатков:

  • Не вполне понятно, как именно животные Пандоры улавливают запахи, однако, если их органы обоняния расположены на уровне дыхал, то для животных небольшого размера такая система дыхания крайне неудобна: например, змееволки из-за своего малого роста могут фактически терять обоняние в густом подлеске, из-за отсеивающих запахи густых растений (земные звери в такой ситуации могут поднять голову над растительностью).
  • Дыхала может заливать водой при передвижении по влажной местности, не говоря о пересечении водных потоков: вероятно, заходя в воду, животные вынуждены закрывать дыхала хрящевыми клапанами и дышать через рот. Аналогичная проблема может возникать в густой пыли или тумане.
  • Система проточных дыхал может эффективно работать только в теплом климате: из-за отсутствия верхних дыхательных путей, согревающих воздух на пути к легким, животные могут серьёзно обморозить нежные ткани.
  • Верхние дыхательные пути служат для обеззараживания и фильтрации поступающего воздуха, так что, вероятнее всего, у животных Пандоры имеется дополнительная система фильтрации на входе в легкие.

Интересные фактыПравить

Точный выстрел Джейка

Стрела Джейка в дыхале стурмбиста

  • У некоторых животных, например, стурмбистов, дыхала являются одной из немногих уязвимых точек на теле, попадание в которую гарантированной убивает зверя.
  • На ранних концепт-артах некоторых животных, например, леоноптерикса, дыхало было одно и представляло собой огромное отверстие наподобие воздухозаборника самолета.

Появления Править