ФЭНДОМ

УМП
Силовой скафандр
Информация
Использует

RDA

Применение

Боевые операции, эскорт, перенос грузов

Размеры

4 метра в высоту,
1,83 метра в ширину,
1700 килограммов веса

За кулисами
Первое появление

Аватар

Силовой скафандр (англ. Amplified Mobility Platform, AMP Suit) — мобильная механическая платформа, используемая RDA на Пандоре. Забравшись внутрь такой платформы, солдат превращается в четырёхметрового гиганта. Когда он двигает ногами, УМП делает шаги. Когда он сжимает кулак, УМП повторяет его движение. «Руки» экзоскелета настолько сильны, что могут раздавить кирпич.[1]

Другие переводы

  • Экзоскелет[2]
  • УМП (Усиленная Мобильная Платформа)[1]
  • Экзокостюм[3]
  • Шагоход[4]
  • Мех (англ. Mech)[5]

ОписаниеПравить

  • Название: Мобильная силовая платформа MK-6
  • Название на языке На’ви: «Ходячий щит» или «ходячий не-демон»
  • Системы навигации и связи: GPS, тепловизор, радар для навигации и ориентации. Система отдачи команд голосом, закодированная с модели голоса водителя
  • Вооружение: Плечевое крепление для съемной тридцатимиллиметровой пушки GAU-90. Гибкая патронная лента для связи орудия с наспинным хранилищем боеприпасов. Дополнительное вооружение — огнемет и керамический нож
  • Функции: Герметический экзоскелет для военных и гражданских операций во враждебных и токсичных средах. Используется на Пандоре для строительства, горных работ и погрузки, защиты периметра базы «Адские врата»

ИсторияПравить

Лайл Уэйнфлит Силовой скафандр

Силовой костюм является дальним потомком первого военного экзоскелета, которые используются на Земле с середины XXI века. Был усовершенствован во время множества локальных войн на множестве типов местности, от Арктики до густых американских джунглей и засушливых пустынь, на протяжении столетия.

Герметичные, с избыточным внутренним давлением кислорода модели, предназначенные для работы в токсичной среде, были разработаны позже. УМП-костюмы широко используются в колониях на Лунеи Марсе, где они получают питание от топливных элементов и/или унитарных керамических турбин. Их хорошо проверенные возможности оказались неоценимыми в смертоносной среде Пандоры.

ХарактеристикиПравить

Майлз Куоритч Силовой скафандр поднимает Джейка Салли

УМП модели MK-6 не предназначен специально для Пандоры, но является эффективной защитой от токсичных растений, стай агрессивных жалящих насекомых и других опасных существ. Высокоподвижен и ловок в руках опытного водителя. С помощью костюма человек может пробить ствол дерева, поднять груз в полтонны весом или быстро построить сборный дом без строительной бригады. Его пушка, выстреливая 250 бронебойных снарядов в минуту, может стереть в порошок буквально все, что попадет в её прицел.

Управляемый человеком, шагающий аппарат увеличивает силу и подвижность солдат или гражданских работников, обеспечивая защиту от военных и экологических угроз. В отличие от причудливых военных роботов, оснащенных встроенным оружием, УМП MK-6 является многоцелевой машиной, способной дублировать все функции пехотного солдата. Поскольку солдаты проводят большую часть своего времени на работах погрузки и разгрузки, а также выполнении других задач, кроме применения оружия, было установлено, что MK-6 необходимы те же функциональные возможности человека: две ноги, две руки и очень ловкие пальцы. Это допускает не только широкий спектр функций, но позволяет использовать костюм для работы с различными системами вооружения, а также использовать его в качестве рабочей силы, тем самым заменяя, по меньшей мере, полдюжины обычных людей.

Первая встреча с УМП

Первая встреча Джейка с силовым скафандром. Роль оператора скафандра исполняет Майкл Блэйн-Розгей, на русский язык его озвучивает Александр Баргман[6].

Сервоприводы конечностей мгновенно реагируют на приказы и движения водителя внутри герметической кабины, значительно увеличивая его силу. Верхние конечности движутся гидроприводом и следуют движениям водителя в полной синхронизации. Из-за ограниченного пространства внутри кабины, сервопривод рук движется в соотношении 1:2 по отношению к рукам водителя. В связи с этим будущие водители проводят много часов за обучением и привыканием к возможностям костюма, чтобы обеспечить должную скорость и ловкость, но опытные водители скорее приучены двигаться именно внутри своего костюма, и вне его их движения становятся более скованными.

Силовой скафандр концепт арт

Концепт-арт

Ноги управляются педалями, которые работают несколько иначе, чем датчики рук. В связи с отсутствием пространства вокруг ступней и ног оператора, педали не могут двигаться по шагам, даже на масштабируемом отношении. Вместо этого они чувствуют силу и направление движения, и бортовой компьютер вызывает соответствующие запрограммированные движения ног. Костюм выполняет «намерение» пилота, автоматически учитывая факторы местности и рассчитывая необходимый импульс для выполнения сбалансированного движения.

Ладони, с другой стороны, действуют в прямом масштабе относительно к движениям оператора, так как здесь кабина позволяет любое пространственное позиционирование кистей. Пальцы и ладони находятся в прямом соотношении 1:1. Сервопривод датчиков имеет обратную связь и сопротивляется движению, когда конечности костюма встречают препятствие. Оператор может «почувствовать», что делает костюм. Каждый костюм должен быть откалиброван индивидуально для удобства использования и избежания гиперэкстензивной травмы (то есть растяжения связок). Система обратной связи и гидравлики сервопривода является одновременно мощной и чувствительной. Давление на пальцы пропорционально давлению пальцами костюма. Опытный водитель может поднять яйцо, не разбив его и работать в полной темноте, полагаясь лишь на датчики костюма, что является весьма ценным умением в глухих джунглях или шахтах.

УМП. Задний выхлоп

Если водитель ранен или убит, автопилот будет вести костюм до ближайшей внесенной в его банк данных базы до полного исчерпания бортового запаса топлива и ресурса топливных элементов. Эта функция была разработана для защиты существенных капиталовложений в каждый костюм. Эта функция может быть включена водителем, или из штаб-квартиры службы безопасности в «Адских вратах», если биотелеметрия водителя свидетельствуют о потери сознания или смерти. Только УМП службы безопасности позволено выходить за периметр «Адских врат» или шахтного комплекса. Гражданские модели MK-6 не оснащены интерфейсом системы оружия, и они не имеют креплений для хранилища боеприпасов.

Туловище MK-6 бронировано, кабина защищена колпаком из полимерного ударопрочного стекла. Голени и нижние части ног отлиты из легкого металла, чтобы усилить защиту от осколков и мин. Источником питания служит газотурбинный двигатель 6849-RLF. Керамическая минитурбина — это стандартный блок питания для всех военных систем, хотя и очень ненадежный в условиях снега, песка, пыли и грязи. Костюм может работать при средней мощности до восьми часов на полной заправке топлива. Топливные элементы с автономной заправкой обеспечивают резервный источник энергии в течение двух часов использования. Контроль функционирования системы находится внутри герметичной кабины. Турбина питает серводвигательную систему, которая перемещает конечности, вращает талию водителя и опеспечивает движения пальцев путем принудительной электромеханической системы обратной связи. Это увеличивает физическую силу водителя в среднем в пятнадцать раз. Руки MK-6 могут развить давление примерно 150 кг на квадратный сантиметр — достаточное, чтобы продавить металл трубы или пробить кирпичную стену.

Майлз Куоритч Силовой скафандр нож

Впрочем, оружие костюма более смертоносно, чем его физическая сила: снаряды подаются из укрепленного на спине костюма бункера через гибкую ленту, проходящую над плечом к оружию — хотя лента эта нередко заедает. Пушка может быть закреплена над плечом, как винтовка, чтобы освободить руки для выполнения других задач. Другое (нестандартное) оружие является боевым ножом из твердой самозатачивающейся керамики. Чтобы увеличить наносимый урон, лезвие увеличено до длины более одного метра, но оно может разбиться при ударе о камень или металл. Обе модели костюма — боевая и гражданская — оказались весьма эффективными на Земле и Пандоре.

Дисплей водителя, на который выводятся данные радара, активной инфракрасной системы и системы пассивной пеленгации тепловых данных, размещен над ударопрочным козырьком в верхней части центральной консоли. При отказе всех этих систем костюм может работать, используя только зрение водителя. В электромагнитных полях Пандоры и при высокой влажности они на самом деле являются довольно ненадежными и, из-за невозможности производства на месте земной электроники, трудно поддаются ремонту.

УМП. Кабина. Вид изнутри

Когда руки водителя находятся в сервоарматуре, водитель использует голосовые команды для управления системами костюма. Внешний звук можно слышать, он усиливается и воспроизводится внутри кабины с полным ощущением направленности. Водитель может слышать другие AMP-костюмы или наземную пехоту, если она рядом, и определять их позицию по направлению звука. Голос водителя может быть усилен и транслирован через внешние динамики. Когда палец водителя активирует контрольный переключатель (на левой стороне арматуры) сервоприводы костюма перемещают конечности из состояния позиции покоя до текущего положения рук и ног водителя в одну секунду. Когда водитель отключает сервопривод (индикатор выходит с зелёного на красный) костюм переходит от текущей позиции оператора в исходную позицию «стоя смирно» в течение одной секунды. Это позволяет водителю занимать устойчивую позицию либо наоборот, резко сниматься с места.

ПрименениеПравить

Майлз Куоритч Силовой скафандр

УМП — гибкая, мощная и вездеходная наземная боевая единица. Его огневой и физической мощи достаточно, чтобы проложить настоящую дорогу через сложный ландшафт или укрепленные позиции противника. Он не так хорошо вооружен, бронирован или быстр на открытой местности, как традиционные гусеничные или колесные боевые машины, но высокая мобильность MK-6 позволяет ему преуспеть в горах, густых лесах, или городской местности, что недоступно для основных боевых танков. Сделанный из композитов и керамики, MK-6 легок для своего размера, а также работает в условиях сильных магнитных вихрей, что особенно незаменимо на неспокойной Пандоре.

Костюм совершенно неуязвим для стай змееволков и агрессивных насекомых Пандоры. Его герметичная кабина и встроенная система дыхания BIBS позволяет персоналу RDA выполнять гражданские и военные обязанности в токсичной атмосфере Пандоры или других внеземных местах. Кабина поддерживает избыточное давление в 0,3 атмосферы, чтобы предотвратить проникновение токсичных газов. На случай пожара, угрожающего взрывом топлива и боезапаса, предусмотрена аварийная система катапультирования. Хотя водитель может научиться управлять MK-6 менее чем за два месяца подготовки, нужно больше месяца, чтобы освоить такие действия, как подъём из лежачего положения после падения лицом вверх («проблема черепахи»). Однако, при исправном состоянии гироскопических датчиков и DBS (динамической системы баланса), у MK-6 очень мало шансов упасть: его система динамической балансировки автоматически компенсирует изменения в центре тяжести при ходьбе или подъёме тяжелых грузов. Костюм мгновенно приспосабливается к радикальным изменениям положения при движении по неровной местности, его очень трудно уронить, и нужно принять прямое попадание ракеты (или танатора), чтобы потерять равновесие.

Из огня

Уязвимость Править

Несмотря на гигроскопы и стабилизаторы, УМП можно опрокинуть: достаточно устроить ловушку с помощью натянутого кабеля. Кроме того, общеизвестно, что ленту с боеприпасами часто заедает.[7]

Раненый солдат, остающийся внутри, может биться в агонии, непроизвольно дергая руками и ногами. Платформа будет хаотично на это реагировать.

Также противник, знакомый с данной технологией, может просто нажать аварийную кнопку на корпусе, и тогда колпак откинется:

Рука Джоша быстрым движением достигает механизма аварийного спасения —

Колпак, щелкнув, отходит и Джош рывком открывает его —
Добирается до выключателя питания и — экзоскелет мертв.
Мощная рука аватара хватает Кворича и вытаскивает его, словно устрицу из раковины. Кворич смотрит на него через дыхательную маску. Ждет смертельный удар.

—Первоначальный сценарий

Известные водители УМП Править

Участие в сюжетеПравить

ФильмыПравить

Аватар

Вид на арсенал
  • Впервые Джейк Салли сталкивается с УМП на выходе из «Валькирии»: они едва успевают разминуться, после чего пилот силового скафандра велит инвалиду быть поосторожнее.
  • Ещё один УМП Джейк едва не сшибает, впервые угодив в тело своего аватара: когда он неожиданно выскакивает из-за стенки, им с костюмом едва удается разойтись, и вновь оператор УМП приказывает быть осторожнее.
  • Когда Джейка впервые вызывает к себе Майлз Куоритч, они встречаются в арсенале, где полковник очень скоро забирается внутрь силового скафандра и, едва разговор заканчивается, бодро уходит в нём прочь.
Майлз Куоритч Силовой скафандр Мобильный блок Джейк Салли
  • Группа УМП сопровождала бульдозеры, разрушившие рощу Деревьев Голосов, но была уничтожена воинами Оматикайя.
  • УМП участвовали в погрузке взрывчатки на борт «Валькирии», после чего около двадцати пяти машин вышли на битву за Древо Душ; командовал ими Лайл Уэйнфлит, также находившийся внутри скафандра.
  • Несколько УМП были уничтожены стадом несущихся титанотериев после того, как Эйва решила вмешаться в битву; в их числе был и УМП Лайла Уэйнфлита, который титанотерий раздавил в лепешку.
  • Полковник Куоритч сражался в УМП сперва с оседлавшей танатора Нейтири, а затем и с Джейком в его теле аватара. Несмотря на то, что танатору удалось разбить пушку УМП, Куоритч заколол его с помощью ножа, а затем разбил окно мобильного блока и уничтожил блок связи, соседний с блоком Джейка; из-за этого ядовитый воздух начал поступать внутрь, заставив Джейка-человека начать терять сознание, и, если бы не помощь Нейтири, Куоритч успешно перерезал бы аватару горло.

ИгрыПравить

УМП. Игра

  • Играя на стороне RDA, Райдер в некоторых случаях может сам(а) забраться внутрь УМП: обладающий огромным боезапасом и приличной броней, костюм является мощным оружием, хотя из-за своих габаритов не всегда протискивается в узкие проемы и не может взбираться по лианам.
  • Играя на стороне На'ви, Райдер(у) придется часто сталкиваться с УМП в бою: первые силовые скафандры встретятся ему/ей уже в Суотулу (одним из заданий в районе является уничтожение пяти машин), после чего увидеть их можно в каждой последующей локации. За уничтожение УМП дается 150 XP, вне зависимости от того, был костюм уничтожен в бою или же пустующим на базе, при этом, если уничтожить УМП с пилотом, пилот обычно погибает; единственно исключение — Савой, который переживет уничтожение костюма и продолжит сражение.
  • В Расщелине Эхо игроку-человеку будет предоставлен неуязвимый УМП.
Рай'ук, УМП, Лебедь

James Cameron’s Avatar: The Game (Wii/PSP)

  • УМП являются редкими, но мощными противниками: в частности, одной из тяжелейших битв Рай’ука является сражение с Шоном Уолленом и его приятелем у Деревьев Голосов клана Анурай.
  • УМП являются мощными противниками, которых можно уничтожить только с помощью особых приемов: Рай’ук может забираться наверх, чтобы запрыгивать на УМП и наносить комбо, а также бить в уязвимые точки на задней стороне скафандра и наносить удары, пока костюм временно небоеспособен.
УМП. Андроид

James Cameron’s Avatar (iOS/Android)

  • До определённого момента УМП не представляют угрозы для Райана Лоренца, однако после видения, посланного Эйвой, ему приходится сражаться со скафандрами уже наяву.
  • В игре присутствует несколько разновидностей УМП: одна использует стандартную пушку, другая — цепные пилы, третья устанавливает мины на поле боя. Различаются они по цвету обшивки и колпака, нередко десантируются сверху, выступая в качестве подкрепления.
УМП. Нинтендо

James Cameron’s Avatar: The Game (Nintendo DS)

  • Нок несколько раз сталкивается с УМП: в частности, его первым серьёзным сражением является сражение с УМП на крыше «Дракона», прилетевшего к Дереву-Дому Тауками.
  • В битве УМП использует пушку и удары руками, а также бросается минами, которые наносят существенный урон. Обездвижить его можно, использовав дубину или же взрывчатку, при этом УМП может пострадать как от брошенной Ноком мины, так и от своей собственной; после этого требуется нанести как можно больше ударов, пока УМП вновь не вернулся в бой.
УМП. Мобильная игра

Avatar: The Мobile Game

  • В мобильной игре Джейк сталкивается с УМП на базе людей: это мини-босс, наносящий серьёзный урон, поэтому в бою с ним лучше использовать преимущество на местности, забравшись повыше и обстреливая УМП с безопасной дистанции.

Интересные фактыПравить

  • УМП считается ценной техникой в «Адских Вратах», поэтому довольно редко выпускаются за пределы базы, и, при переходе на новую территорию, они служат эскортом для более тяжелых объектов, тогда как разведчикам достаются «Багги», «Лебеди» и вездеходы.
  • Полковник Куоритч прозвал свой любимый УМП «Beyond Glory», то есть «За пределами славы», а на пушке изобразил дракона, как дань своему позывному — «Папа-дракон».
  • УМП был изначально придуман для фильма «Чужие». Запасливый Кэмерон приберег концепт-арт.[4]

Появления Править

Ссылки Править

Примечания Править