ФЭНДОМ

Эйва

Глаз Эйвы

— А кто же тогда Эйва?

— Кто же Эйва?! Да так... божество. Богиня. Мать всех живых существ, всего вокруг! Ты бы знал, если б хоть немного готовился...

—Из разговора Джейка Салли и Норма Спеллмана

Эйва (англ. Eywa) — коллективное самосознание планеты Пандора, богиня народа На’ви.

ОписаниеПравить

Пандора — не обычная планета, и каждое живое существо на ней подключено к глобальной сети, всеобщей сущности, которую На’ви называют Эйвой. По аналогии с Землей ученые RDA считают Эйву богиней, кем-то вроде «Матери-Земли», но на самом деле у Эйвы нет личности. Эйва — это вся планета, любое живое существо на ней, некий всеобщий разум, состоящий из множества отдельных личностей — как ныне живущих, так и уже умерших или ещё не родившихся.

Woodsprites

Именно через Эйву На’ви способны соединяться со своими лютоконями и банши, обходя длительный процесс приручения этих животных, и через Эйву же планета осуществляет постоянный контроль за природным равновесием, не допуская нарушений. Таким образом, вся Пандора объединена в один разум, и та духовная взаимосвязь, что на Земле присутствует лишь призрачно, в виде неких концепций, на Пандоре приобрела и физическое воплощение, и собственное имя.

Пульс Эйвы

В каком-то смысле Эйва — нечто вроде биологического Интернета, где деревья выступают в роли своеобразных серверов, хранящих информацию, а животные и На’Ви могут подсоединяться к этой сети через нейросвязь, передавая информацию в «центр». Благодаря связи с Эйвой На’ви могут «загружать» и «скачивать» знания и воспоминания, а также использовать Эйву в качестве «передатчика» при переселении разумов — ведь в таких древних местах, как Древо Душ, установить связь с Эйвой может даже человек, от природы лишенный нервных отростков.

Участие в сюжетеПравить

Оматикайя у Древа

Аватар

  • Благодаря благословению Эйвы Джейк Салли выжил во время своего первого дня в джунглях: сперва древесный дух, один из «посланников» Эйвы, опустился на наконечник стрелы Нейтири, помешав ей выстрелить в Джейка, а потом целая стайка духов слетела на странного аватара, убедив Нейтири, что Джейку благоволит сама богиня.
  • Во время обучения Джейка Нейтири пыталась ознакомить его с самой концепцией Эйвы: «Она говорит о потоках энергии, которые пронизывают все вокруг. Говорит, что энергия дается лишь на время, и однажды придется ее вернуть...».
  • После того, как силы RDA уничтожили Дерево-Дом, Оматикайя отправились к Древу Душ, дабы спросить совета у Эйвы, и там же получили свой ответ — в виде спустившегося с небес Торук Макто, избранника богини. Возглавленные им, они выступили в бою против RDA, собиравшейся уничтожить Древо Душ и нарушить их связь с Эйвой, и отбросили захватчиков прочь, защитив свою богиню.
  • В конце концов, решив оставить человеческую жизнь позади, Джейк Салли выбрал ритуал передачи сознания — и благодаря ему его сознание успешно было перенесено в тело аватара, теперь уже навсегда.
Передача сознания Райдер(а)

Передача сознания Райдер(а) из человеческого тела в аватар

ИгрыПравить

  • Основной канвой игры, проходящей через обе сюжетные линии, является поиск связи с Эйвой — пробуждение древнего Источника душ, с помощью которого На’ви смогли бы напрямую говорить с Эйвой, а люди RDA взяли бы сознание планеты под контроль с помощью Эмулятора, как и планировал Виктор Монро:
Если нам удастся найти это СПЯЩЕЕ место и разбудить его, я думаю, мы сможем использовать его как черный ход к Эйве. Мы разорвем связь На’ви с планетой. Тогда планета наша.
  • Собирая особые осколки анобтаниума, Райдер размещал(а) их вокруг особо старых ивовых деревьев, заставляя резонировать друг с другом и испускать своеобразную «песню», с помощью которой RDA/На’ви планировали отыскать Источник душ и пробудить его с помощью Эмулятора/Первого Голоса.
  • В случае, если Райдер выступал(а) на стороне RDA, операция по взятию под контроль Эйвы оказывалась успешной и На’ви временно потеряли связь со своими банши, однако, как заметила Грэйс Огустин, это был лишь временный эффект: оправившись после вторжения, Эйва воспротивилась захватчикам.
  • В случае, если Райдер выступал(а) на стороне На’ви, он(а) оказывалась Ни’авве Мокри, Первым Голосом, единственным На’ви, способным пробудить спящий Источник душ и воззвать к Эйве. В таком случае Эйва успешно отражала попытку сил RDA силой взять Источник под контроль, хотя, по словам Тан Ялы, это был недолговечный успех.
Охота Грёз Райана

Видение будущего Райана Лоренца

James Cameron’s Avatar (iOS/Android)

  • Когда Райан Лоренц, заблудившись в лесу, забрел к Древу Душ, Эйва послала ему видение о возможном будущем Пандоры: о море огня и бесчинствах солдат, разрушающих девственный лес. Она сказала, что таким будет мир Пандоры, если Небесные люди победят, после чего Райан присоединился к воинам клана Ни’авве, надеясь предотвратить этот кошмар.
  • Когда Райан и Сильванин узнали о том, что Джон Кейдж планирует разрушить Древо Душ, они выдвинулись к священному месту, чтобы остановить его и пробудить дух Эйвы, позволив ей самой защитить себя от врагов.
Nintendo DS. Видение Эйвы

Передача Ноком информации Эйве

James Cameron’s Avatar: The Game (Nintendo DS)

  • Поскольку Небесные люди не являлись частью экосистемы Пандоры, Эйва не могла Видеть их, и для того, чтобы получить нужные знания о землянах, она избрала Алакси Нари, юного На’ви по имени Нок, чтобы тот стал её глазами и руками в мире, полном незнакомых вещей.

Интересные фактыПравить

  • Эйва очень схожа со многими земными божествами, например с Йорд, женщиной-великаном, матерью Тора, олицетворением Матери-Земли в скандинавской мифологии, и даже более близка ко взглядам в верованиях коренных американцев, считавших всю планету единым живым существом.
  • Параллель со скандинавской мифологией проводит и прозвище Эйвы. Одина, отца богов, называли Отцом Всего, тогда как Эйва — «Nawma Sa’nok», Великая Мать, Мать Всего.
  • Эйву сравнивают с Геей, Матерью-Землей, Матерью-Природой или Богом, чтобы объяснить отношение к ней На’ви. Теория Геи говорит о том, что вся биосфера является единым организмом, или что Земля сознательно управляет биосферой, чтобы создать более благоприятные условия для жизни.
  • В сценарии 1995 года Эйву называли Гайей, по аналогии с одной из теорий о «всеобщем разуме», причем, что примечательно, термин «Гайя» более широкий и может применяться как к биологическому, так и к искусственному разуму.
  • В языке древних кельтов существовало похожее слово «deiwa», означающее «богиня».

Появления Править

Примечания Править